В рамках внесения изменений в Конституцию РФ предлагается добавить в статью 71 пункты о том, что в ведении государства находятся информационные технологии, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при их применении. «Газета.Ru» собрала мнения и прогнозы экспертов о том, как это нововведение повлияет на нашу «цифровую» жизнь.

С предложением внести изменения в 71 статью Конституции 13 февраля на встрече с президентом Владимиром Путиным выступила президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская.

Действующая на сегодняшний день редакция Конституции относит к ведению властей РФ только федеральную информацию и связь. При этом термины «информационные технологии» и «оборот данных» в основном законе отсутствуют.

По мнению председателя правления «Института развития интернета» (ИРИ) Сергея Петрова, поправки в 71-ю статью Конституции РФ позволят сформировать законодательство по защите граждан от современных цифровых угроз и качественно систематизировать все то, что уже было сделано до этого, как на уровне саморегулирования, так и на уровне законопроектов.

Инициативы Касперской в дальнейшем лягут в основу законодательных механизмов, уверен он. Как сказал Петров РИА «Новости», настал момент учесть специфику цифрового мира, вопросов, связанных с защитой информации, оборотом данных, прав и свобод граждан в цифровой среде.

В свою очередь председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России Александр Малькевич признал, что находится в некотором приятном шоке от поправок, предложенных Натальей Касперской.

«Я хотел бы, чтобы мы с вами громко сказали, что вот эти формулировки про защиту граждан от современных угроз цифрового мира - это вообще одно из первых упоминаний в современных конституциях цифровых прав и свобод граждан. По моей информации, у «просвещенного Запада» этого нет», - сказал Малькевич «Газете.Ru».

Он отметил, что первый позитивный звонок прозвенел 15 января во время послания Федеральному собранию, когда было сказано, что Интернет должен быть неотъемлемым социальным ресурсом наряду со здравоохранением и образованием. «Теперь эта аксиома последовательно реализуется», - подчеркнул член ОП.

Малькевич обратил внимание, что если в Конституции будет указана необходимость обеспечения безопасности граждан в цифровом пространстве, защиты самой информации и оборота данных граждан, это приведет к изменению уже существующих законов и принятию новых.

«Потому что права наших граждан нарушаются на самых разнообразных площадках, например - в Twitter. Один пример: в декабре аккаунт Россотрудничества был снесен на пять дней из-за поста в честь Дня российской конституции. Впервые в мировой интернет-истории был заблокирован официальный аккаунт органа власти. Затем аккаунт был восстановлен, но пост снесен, а администрация Twitter не дала вообще никаких пояснений. В общем, нам предстоит много работы», - отметил собеседник «Газеты.Ru».

Президент занимающегося анализом социальных медиа АО «Крибрум» Игорь Ашманов уверен, что поправки в 71 статью Конституции РФ позволят защитить права граждан в цифровом пространстве и суверенитет страны. По его словам, таким образом было признано, что цифровое пространство и информационные технологии находятся в юрисдикции России.

«Признано, что есть цифровая идентичность гражданина, которая в этом цифровом пространстве оперирует. Что гражданин имеет право на тайну идентификации, то есть он имеет право ограничивать или контролировать процесс идентификации себя цифрового, что должны быть запрещены любые формы ограничения или создания неравенства на основании цифровых профилей, цифровых рейтингов, цифрового следа и т.д. В целом, конечно, нам нужно защитить права граждан в цифровом пространстве и суверенитет, эта задача должна быть решена», - подчеркнул Ашманов.

Он отметил, что ни одна технология обработки данных не может использоваться во вред россиянам, чтобы человек мог отказаться от использования цифрового пространства, что «сейчас по факту навязано».

По его словам, изначально рабочая группа Касперской создала целую главу для Конституции на соответствующую тему, но внести такие поправки в Основной закон затруднительно.

«Поэтому было принято решение ограничиться поправками в третью главу статьи 71, не задевать первую и вторую главы, потому что их изменение требует референдума. Было написано всего два пункта о том, что в ведении РФ находятся информационные технологии, а также в разделе по безопасности - обеспечение безопасности при применении информационных технологий и обороте данных», - рассказал Ашманов РИА «Новости».

По его словам, предложенные поправки позволят создавать законы, единые на всей территории России. «Можно на основании этой нормы уже принимать, если не цифровой кодекс всеобъемлющий, то вносить дополнения и изменения в закон об информации, в закон о связи, закон о персональных данных, может быть, принять все-таки закон о больших данных», - заключил он.

Эксперты сходятся во мнении, что закрепление информационных технологий и обязанности государства по обеспечению безопасности личности в Конституции окажет сильнейшее воздействие на всю отрасль в Российской Федерации.

С учетом снижения ставки страховых взносов для ИТ-компаний с 14 до 7,6%, а также снижения ставки налога на прибыль для технологических фирм с 20 до 3%, которые были предложены президентом Владимиром Путиным, Россия становится одним из наиболее прогрессивных и привлекательных государств в мире для реализации информационно-технологических проектов.