Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом сообщил гендиректор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов. По его словам, новые средства поражения войдут в арсенал БПЛА компании Sukhoi и группы "Кронштадт" - двух флагманов отечественной беспилотной отрасли. Оба предприятия разрабатывают тяжёлые аппараты, способные наносить авиаудары, - "Охотник", "Альтиус-У", "Орион" и "Сириус". По мнению экспертов, отечественные БПЛА могут уничтожать широкий спектр целей, а появление в арсенале малогабаритных боеприпасов повысит их эффективность.

Генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) Борис Обносов рассказал журналистам о разработке малогабаритных боеприпасов для беспилотников производства компании Sukhoi и ООО "Группа "Кронштадт".

"Вопрос актуален, разработчики стараются уменьшать как габаритные, так и весовые характеристики авиационных систем поражения. Изделия в категории от 50 до 100 кг будут крайне востребованы", - сказал Обносов.

Как пояснили опрошенные RT эксперты, отечественные беспилотники тяжёлого класса не всегда могут применять штатные авиационные боеприпасы ВКС из-за их массогабаритных характеристик.

По словам аналитиков, боевая нагрузка БПЛА может значительно уступать грузоподъёмности строевых истребителей и бомбардировщиков. По этой причине арсенал российских дронов будет состоять преимущественно из специальных облегчённых ракет и корректируемых бомб.

"Миниатюризация средств поражения для авиации в целом и БПЛА в частности - это общемировой тренд. Если мы говорим про конфликты низкой интенсивности и антитеррористические операции, то там, как правило, нет острой необходимости применять полутонные бомбы, особенно с беспилотника", - пояснил RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов.

Эксперт высоко оценил профессиональные качества инженеров КТРВ и Обносова лично. По его словам, специалисты корпорации способны создать эффективные малогабаритные боеприпасы для пополнения арсенала перспективных БПЛА.

В разговоре с RT член Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Эдуард Багдасарян подчеркнул, что применение боеприпасов с беспилотников происходит в автоматическом режиме. Однако команду на пуск может отдавать только оператор.

"Взаимодействие с самолётом-лидером"

Борис Обносов не уточнил, для каких моделей БПЛА создаются малогабаритные боеприпасы. Однако известно, что Sukhoi и "Кронштадт" последние годы разрабатывают несколько разведывательно-ударных БПЛА тяжёлого класса.

Наиболее выдающимися возможностями, по мнению экспертов, обладает беспилотник С-70 "Охотник". Первый полёт аппарат совершил в августе прошлого года, а в сентябре поднялся в воздух вместе с истребителем пятого поколения Су-57.

"Во время полёта было отработано взаимодействие между БПЛА "Охотник" и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО", - сообщили в Минобороны.

По информации военного ведомства, "Охотник" выполнен по схеме "летающее крыло" с применением специальных материалов и покрытий, "которые делают его практически незаметным для радиолокационных средств обнаружения".

С-70 оснащён однодвигательным силовым агрегатом (предположительно, АЛ-41Ф-1), нетрадиционным для отечественной авиастроительной школы.

"Выбор в пользу однодвигательной установки действительно кажется необычным. Однако это не дань какой-либо моде. Необходимость в таком силовом агрегате продиктована сложными инженерными расчётами, направленными на обеспечение заданных лётных характеристик", - отметил Дьяконов.

Характеристики "Охотника" не раскрываются, однако на кадрах полёта в паре с Су-57 видно, что по размерам он близок к пилотируемому истребителю ВКС. Эксперты полагают, что масса С-70 составляет порядка 20 тонн, всё вооружение БПЛА размещается внутри фюзеляжа.

Заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов в разговоре с RT предположил, что по ряду систем и агрегатов "Охотник" будет унифицирован с Су-57. Кроме того, обе машины, по его мнению, будут действовать на поле боя в едином тактическом звене.

"Велика вероятность, что в будущем задачу прорыва ПВО противника будет выполнять звено в составе двух истребителей и трёх тяжёлых БПЛА. Речь идёт о связке Су-57 и "Охотника", - рассуждает Попов.

Схожей точки зрения придерживается и Эдуард Багдасарян. Правда, по его мнению, "Охотник" сможет также выполнять задачи совместно с другими истребителями ВКС. Кроме того, как считает эксперт, С-70 способен действовать автономно, поскольку обладает грузоподъёмностью, сравнимой с некоторыми истребителями.

"Полезная нагрузка "Охотника", как я думаю, составляет около четырёх тонн. Конечно, этот показатель будет меняться в зависимости от количества топлива, дальности и высоты полёта. Тем не менее очевидно, что перед "Охотником" открываются широкие перспективы. Он сможет нести бомбы разного калибра, его арсенал будет весьма разнообразен", - отметил Багдасарян.

"Точнее поражать объекты противника"

Помимо Sukhoi, флагманом отечественной беспилотной промышленности является "Кронштадт". При участии этой компании разрабатывается тяжёлый турбовинтовой БПЛА "Альтиус-У". В августе 2019 года он совершил свой первый полёт. По информации Минобороны, аппарат "способен выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств и находиться в воздухе более суток".

В конце августа "Известия" со ссылкой на источники в Главном штабе ВМФ и ВКС сообщили, что "Альтиус-У" планируется выпускать в двух версиях - разведывательной и ударной. Первая модификация беспилотника будет оснащена сверхдальними радиолокаторами и новейшим оптико-электронным оборудованием, вторая - противокорабельной ракетой (предположительно, X-35).

Масса "Альтиуса-У" составляет порядка 5-6 тонн, боевая нагрузка - 1-2 тонны (по разным данным), размах крыла - 28,5 м, длина корпуса - 11,6 м, крейсерская скорость - 150-250 км/ч.

БПЛА способен подниматься на высоту 12 тыс. м и преодолевать расстояние до 10 тыс. км.

Однако главным детищем "Кронштадта" считается беспилотник "Орион". Масса БПЛА составляет 1 тонну, боевой нагрузки - 200 кг. Размах крыльев аппарата достигает 16 м, длина корпуса - 8 м, потолок высоты - 7,5 км. В воздухе БПЛА может находиться до 24 часов, но дальность его полёта невелика - 300 км.

Сейчас "Кронштадт" создаёт модернизированную версию "Ориона". Её макет был представлен в августе на МАКС-2019 (Жуковский). Как рассказал в интервью RT генеральный директор "Кронштадта" Сергей Богатиков, БПЛА имеет дополнительный контур управления, который позволяет интегрировать аппарат в информационные системы РФ и зарубежных государств.

"Кронштадта" в 2022 году планирует поднять в воздух перспективный тяжёлый беспилотник "Сириус". Как рассчитывают в компании, БПЛА будет способен преодолевать расстояние 10 тыс. км и находиться в воздухе до 40 часов. Масса полезной нагрузки беспилотника - 1 тонна, длина - 13 м, размах крыльев - 30 м, крейсерская скорость - 295 км/ч, высота полёта - до 12 км.

Как отметил беседе с RT Сергей Богатиков, "Сириус" будет управляться с помощью спутникового канала. Аппарат не будет привязан к традиционным средствам связи, поэтому, как полагает руководитель "Кронштадта", беспилотником будет проще управлять в условиях труднодоступной местности, где часто прерывается радиосигнал.

Эксперты подчёркивают, что появление линейки тяжёлых разведывательно-ударных БПЛА заметно повысит боевые возможности Воздушно-космических сил и ВМФ РФ. Кроме того, применение таких аппаратов снизит риск для жизни и здоровья военных лётчиков.

"Самое главное, что дают разведывательно-ударные БПЛА, - это отсутствие риска для военнослужащих на театре военных действий. Современные беспилотники способны поражать широкий спектр целей - бронетехнику, инженерные сооружения, живую силу, объекты инфраструктуры. В принципе, всё то же самое, что делает пилотируемая оперативно-тактическая авиация", - сказал Багдасарян.

В свою очередь, Дмитрий Дьяконов считает, что разведывательно-ударные беспилотники РФ будут применяться в основном для нанесения точечных ударов. Именно с этой целью КТРВ создаёт малогабаритные боеприпасы.

"Мировой опыт свидетельствует о том, что пилотируемая боевая авиация не потеряет своего ведущего значения с широким распространением тяжёлых БПЛА. Однако беспилотники станут, например, незаменимыми помощниками при проведении спецопераций за рубежом. Малогабаритными ракетами и бомбами они смогут точнее поражать объекты противника", - подытожил Дьяконов.



(https://russian.rt.com/ru...)