Более того, ретейлер отказывается от достигнутых ранее партнерств. В пресс-службе компании Joom сообщили, что знают о ситуации в «Юлмарте» и на данный момент полностью отказались от логистических услуг и ассортимента, предоставляемых им. «Наше партнерство прекращено по взаимному согласию», - говорят в компании.

Погнались за двумя зайцами

«Команда «Юлмарта» предприняла значительные усилия по оптимизации бизнеса в 2019 году: сократила количество и площади объектов, снизила расходы на аренду и персонал, пыталась найти точки роста в качестве маркетплейса, но все это оказалось безрезультатно, так как ей катастрофически не хватало оборотных средств», - говорит генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. За время конфликта акционеров «Юлмарт» стремительно терял и деньги, и аудиторию: по данным сервиса SimilarWeb, количество посещений сайта ulmart.ru сократилось c 25,3 млн посетителей в январе 2017 года до 3 млн в декабре 2019 года. Оборот ретейлера в сегменте онлайн снизился с 38,8 млрд руб. в 2016 году до 9,9 млрд руб. в 2018 году (данные Data Insight). За 2019 год общая выручка снизилась вдвое, с примерно 13,5 до 7 млрд руб., оценивают в «INFOLine-Аналитика».

Дефицит оборотного капитала «Юлмарта» Михаил Бурмистров оценил минимум в 2 млрд руб. и подчеркнул, что потенциальному инвестору совершенно неинтересно тратить 5 млрд (с учетом погашения части долга, пополнения оборотного капитала и расходов на рекламу) на убыточный актив с оборотом в 7 млрд руб. Кроме того, конкуренция на рынке за три года усилилась - OZON и Wildberries нарастили собственную сеть пунктов выдачи и постаматов, а именно сеть пунктов выдачи была конкурентным преимуществом «Юлмарта», добавляет эксперт.

Основная причина краха компании, которая когда-то стоила более 1 млрд долл. - классическая ситуация, когда инвестор «погнался за двумя зайцами», считает Михаил Бурмистров. «Те средства, которые можно было направить на выкуп доли Михаила Васинкевича, в нужный момент просто отсутствовали, потому что Дмитрий Костыгин и Август Мейер уже потратили их на строительство «Оптоклубов «Ряды», - констатирует Бурмистров. - В итоге, да, построили несколько коробок, оптоклубы безубыточны, но и денег не приносят, а «Юлмарт», который можно было замкнуть на себе и выгодно продать, превратился просто в несколько распредцентров». После сокращения IT-отдела «Юлмарта» говорить о возможном возвращении компании на рынок нельзя, уверен эксперт: «Онлайн-ретейлер - это сайт и логистическая платформа, если их нет, остается только складская недвижимость, продать которую сейчас будет непросто».

Бесконтрольное банкротство

Заявление о банкротстве «Юлмаркета» в первую очередь связано с требованиями закона, считает юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко. Если имущества должника недостаточно для покрытия требования кредиторов, то руководитель и собственник компании-должника обязаны обратиться в суд с заявлением о банкротстве, говорит поясняет Рыбальченко. В противном случае им грозит субсидиарная ответственность за долги компании, напоминает она.

При этом должник, подающий заявление о своём банкротстве, не получает контроль над этим процессом - в частности, он не может предлагать кандидатуру арбитражного управляющего, дополняет Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal. По его мнению, кредиторам «Юлмаркета» сложно будет рассчитывать на удовлетворение существенной части своих требований. «Если бы у «Юлмаркета» были финансовые ресурсы, он попытался бы договориться с кредиторами, а не инициировал своё банкротство», - считает Бакешин.

У «Юлмарта» остается еще одно юрлицо - ООО «Юлплейс», которое еще не получало иск о банкротстве. В 2019 году «Юлмаркет» подал к нему иск на сумму свыше 1 млрд руб. и, если «Юлмарт» не сможет привлечь крупного инвестора, то, скорее всего, «Юлплейс» также ожидает банкротство, полагает Сергей Бакешин.