Десять вузов из топ-25 имеют средний балл бюджетного приема выше 90 - в 2018 году таких было семь. Авторы доклада отметили «упорное движение вверх» технических вузов - МИФИ, ИТМО и МИСиСа и допускают, что это связано с участием этих заведений в программе «5–100».

В проекте «5–100» участвует 21 российский вуз, основная его цель - вхождение пяти российских вузов в первые сотни мировых рейтингов.

По мнению директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, участие вуза в программе «5–100» скорее поддерживает сложившуюся репутацию, чем оказывает сильное влияние на абитуриентов при выборе.

Список 25 ведущих вузов по платному приему близок с топом лидеров по бюджетному набору.

Отдельно в рейтинге выделен Университет Иннополис из Татарстана. Средний балл ЕГЭ у зачисленных туда в 2019 году абитуриентов составлял 92,7 - вуз не имеет бюджетных мест, финансируемых из федеральных средств. В пресс-службе университета Иннополис РБК пояснили, что студенты обучаются на квазибюджетных местах: в результате отбора абитуриентов лучшие кандидаты получают грант на обучение, который покрывает 100% стоимости.

В целом в докладе отмечается увеличение числа абитуриентов, которые отдают предпочтение платным местам в ведущих вузах, имея при этом возможность учиться на бюджете в заведениях среднего сегмента. Авторы доклада связывают это с тем, что сегодняшним абитуриентам становится заметна разница зарплат у выпускников двух сегментов.

Нужные и ненужные специальности

В мониторинге вузов эксперты ВШЭ выделяют пять направлений по востребованности и качеству абитуриентов:

По мнению авторов доклада, напрашиваются меры оптимизации количества мест в вузе, на которое принимают абитуриентов. «Очевидно, нельзя игнорировать качество абитуриентов, приходящих на разные специальности. Сегодня оно никак не учитывается при распределении бюджетных мест», - говорится в докладе.

Еще одним трендом приема в вузы в 2019 году остается «размазывание» бюджетных мест. Авторы доклада считают, что такие места часто выделяются вузам, не имеющим качественных коллективов. В то время как ведущие вузы имеют ограниченные объемы бюджетных мест при высоком качестве подготовки абитуриентов.

«Сейчас на группу в 25 студентов вузу оплачивается два штатных преподавателя, если набирается еще 25 на платные места, то должны быть наняты еще два преподавателя, а курсов, которые надо читать, порядка восьми. То есть на большее количество поступивших трудно набрать качественных преподавателей, начинают набирать заместителей. Складывается ситуация, что выдавать бюджетные места в маленькие вузы бессмысленно», - объясняет академик Российской академии образования Виктор Болотов.

Авторы доклада ВШЭ, заявляют, что традиционные лидеры платного приема - юриспруденция, менеджмент, экономика постепенно теряют позиции. «Все более заметный вес в платном наборе приобретают направления, ассоциируемые с современными перспективными профессиями - цифровыми технологиями, креативной индустрией», - заключают они.