Ожидаемая нехватка высококвалифицированных кадров в ближайшее десятилетие достигнет в мире 50 млн человек. Причем наиболее востребованные ИТ-специалисты будут, как и сейчас, тяготеть к определенным развитым странам, делая кадровый голод в остальном мире еще более острым.

Кто же останется за бортом? Принято думать, что легче всего заменить роботами базовое звено, например сотрудников склада. Но под еще большим риском увольнения окажутся представители среднего звена - бухгалтеры, юристы, аналитики. Они обходятся работодателю дороже, чем базовый персонал, но алгоритмизировать умственный труд дешевле, чем роботизировать физический.

«Сквозные» навыки

В то же время человечество достаточно быстро приспосабливается к технологическим укладам. С одной стороны, создается новое качество жизни, с другой - рождаются новые виды деятельности. Однако в этом контексте имеет смысл вести речь не столько о профессиях, в которые можно будет «сбежать» и «надежно спрятаться», сколько о наборе конкретных навыков, освоив которые работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего и быть востребованными.

Уже можно говорить о том, что многие навыки станут «сквозными». Умение работать с блокчейн-технологиями, дополненной и виртуальной реальностью, навыки программирования - все это будет востребовано в ближайшее десятилетие в самых разных областях.

Понятие прикладного труда изменится. Рабочие специальности ждет перевоплощение - они станут совсем другими, но по-прежнему будут востребованы. То, что токарей с каждым годом нужно все меньше, это свершившийся факт. Зато все больше нужно специалистов, которые работают на станках с числовым программным управлением.

Модернизация образования

Одной из ключевых проблем российского рынка труда стал массовый запрос на высшее образование. Сейчас в наших вузах обучаются около 5 млн человек. Это вдвое больше, чем в техникумах и колледжах. Но по сути образованность подменена дипломированностью. В России существует целая армия невостребованных экономистов и юристов при том, что существует большой дефицит высококвалифицированной рабочей силы.

За последние годы удалось сместить крен в сторону среднего специального образования - в 2017 году примерно 59% девятиклассников предпочли колледжи школам. На наш взгляд, пропорция в идеале должна быть 80 на 20, высшее образование необходимо только 20% населения.

Есть еще одна проблема. Несмотря на то что технологический уклад меняется все стремительнее, сфера образования и подготовки кадров остается одной из наиболее консервативных. Нередко программы подготовки остаются в заморозке десятилетиями. Если посмотреть перечень профессий, по которым готовят в системе среднего профессионального образования, то окажется, что многие из них будут востребованы на горизонте максимум пяти лет. Потом на них неизбежно пропадет спрос, и людям придется переподготавливаться.

Можно идти по пути подготовки новых нормативных актов, придумывания стандартов и образовательных программ, утверждения экзаменов, но на раскрутку этого «движка» уйдет немало времени.

Выход в том, чтобы давать больше свободы в образовательных программах самим учебным заведениям, внедрять инструменты, которые помогут быстро напитывать новыми навыками преподавателей, которые в свою очередь смогут эти навыки быстро передавать ученикам.

И еще один важный момент - образовательные учреждения должны обучать не только будущего работника. В сотрудничестве с предприятиями им нужно повышать квалификацию уже работающих специалистов, а при необходимости помогать им переподготавливаться. Сейчас даже на продвинутых предприятиях технологические циклы устаревают за два-три года, и образовательные учреждения должны быть готовы ответить на этот вызов.