В Минздраве признали, что справочник еще не доработан, и направили разъяснительные письма заказчикам. Но многие из них продолжили использовать данные каталога.

Риски для поставщиков сохраняются

В новом документе Минздрав обязывает заказчика, кроме НМЦК, устанавливать и начальную цену за единицу товара. Идеология НМЦК останется, но появление референтной цены (цены сравнения) на лекарства будет конкретизировано, сказала РБК директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина. Ситуации, когда цена будет слишком низкой для рынка, больше не повторятся, утверждает она.

По словам Ивана Глушкова, заместителя гендиректора фармкомпании Stada CIS, участвовавшей в обсуждении проекта, документ предлагает более существенное повышение цены при повторном объявлении конкурса, в случае если тот не состоялся. «Проблема была в слишком мелком ценовом шаге вверх в случае несостоявшегося тендера. И зачастую даже это повышение ни к чему не приводило. В результате терялось время до следующего шага», - объясняет он.

Максимкина также утверждает, что проблема с НМЦК не единственная причина несостоявшихся тендеров. По ее словам, в этом году у поставщиков не было необходимых объемов продукции. «К сожалению, когда Минздрав делал оферту с количеством и ценой лекарств, ни один поставщик нам не сообщал, что таких объемов по объявленной цене нет. Это выяснялось уже после того, как поставщики не выходили на торги», - пояснила РБК Максимкина.

Ассоциация российских фармацевтических производителей в комментарии к новому проекту приказа (есть у РБК) отмечает, что новые правила содержат риски для поставщиков. В частности, заказчик должен указать цену за единицу товара, но может не указывать конкретный объем необходимой партии лекарств. Поэтому в ассоциации опасаются возможного включения поставщиков в реестр недобросовестных, если у них не окажется нужного количества медикаментов, которые может потребовать заказчик.

Сорванные тендеры

Как ранее сообщал РБК, в первые шесть месяцев 2019 года больше всего было сорвано тендеров по различным видам инсулина - 692 из 2,8 тыс. На втором и третьем местах - физраствор (раствор хлорида натрия) и вакцина от бешенства. Из 1840 тендеров на закупку физраствора состоялось только 683, с вакциной было сорвано 429 тендеров из 573 объявленных. Больше всего тендеров не удалось разыграть в Саратовской области (48%), Дагестане и Псковской области (по 45%).