Мир в очередной раз сходит с ума. Известные каждому четыре буквы PUBG прочно обосновались на экранах мониторов. И конца этому не видно — повальная мода «на королевские битвы» перевернула представление о сетевых играх. А ведь недавно мы с не меньшим азартом водили виртуальные танки, которые на фоне нового культа скромно затерялись в безумном информационном потоке. Есть ли жизнь в танковых ангарах? Размышляем в сегодняшнем ностальгическом материале.

World of Tanks

Популярность World of Tanks, по сути, была предопределена. Танки! Не очередной спецназовский шутер или конвейерная ММО с эльфами и орками, а масштабные сражения реальных боевых машин. WoT мгновенно обрела аудиторию: помогла и военная история страны, и популярность темы на просторах бывшего СССР. Те, кто ещё вчера с азартом рубился в «танчики» на Dendy, получил их в 3D, со спецэффектами и онлайном. Да, со слабой физикой и устаревшим освещением. Однако возможность выкатить из ангара культовую «тридцатьчетвёрку» никого не могла оставить равнодушным.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Составляющих успеха было три: быстрые и динамичные бои, популярная бронетехника, визуальная историческая достоверность. Да и порог вхождения оказался комфортным: чтобы весело нашпиговать противника болванками, не требовались рефлексы киберспортсмена. Закрытое тестирование началось весной 2010 года. К концу лета в нём участвовали примерно 200 тысяч человек — пришлось увеличить серверные мощности, чтобы выдержать приток новых комбатантов. В первые же месяцы открытой беты в World of Tanks зарегистрировались несколько миллионов пользователей. А 23 января 2011 года детище компании Wargaming попало в Книгу рекордов Гиннесса благодаря номинации «одновременное пребывание пользователей на одном ММО-сервере».

War Thunder

Проект War Thunder (на сегодня — главный соперник «танков») изначально задумывался как экшен про самолёты. Даже рабочее название World of Planes намекало на логическое развитие идей знаменитого «Ил-2 Штурмовик». Анонс состоялся 1 апреля 2011 года: многие журналисты тогда расценили его как шутку в адрес Wargaming. Но запуск всё же состоялся; закрытые альфа- и бета-тесты проводились вплоть до середины 2012-го.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Авиасимулятор повторил успех белорусских танков — только в небе. Причины триумфа? Популярная тематика, отсутствие конкуренции, лёгкость освоения. Творение Gaijin Entertainment всё чаще стали назвать «те же танки, только про самолёты». Чтобы не упускать аудиторию, в январе 2012 года «гайдзины» объявили о расширении своей вселенной, перезапустили сайт и переименовали проект в War Thunder. Геймерам пообещали возможность управлять воздушной, наземной и морской техникой в одном бою. Открытый бета-тест под новым брендом стартовал 1 ноября 2012 года.

World of Tanks

Мало кто помнит дебютное название World of Tanks — «Танкодром». Разработчики изначально стремились делать не симулятор, а сессионную ММО, где главное — популярная тематика и динамичный геймплей. С тем и другим проблем не было. Никакого изучения бесконечных мануалов — нажал кнопку «В бой!» и сразу отстреливаешь недругов. При этом новичкам прощалось многое. Подставился под противника? Ничего, покуда полоска здоровья ещё не на нуле — можно и отыграться.

Однако кажущаяся простота обманчива. Водить танк и стрелять не так уж и сложно — но вся глубина погружения проявлялась в широком разнообразии стратегий. Нужно оптимально расположить машину на поле боя, воспользоваться преимуществами местности, постараться первым обнаружить врага. И, конечно же, произвести удачный выстрел.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Учитывая тематику и стратегическую составляющую, неудивительно, что большинство поклонников World of Tanks — мужчины. Возрастной же разброс пользователей широк: велика вероятность встретить сразу три поколения геймеров в одном голосовом чате. Сказывается как относительная лёгкость вхождения, так и модель распространения free-to-play — микроплатежи есть, но не являются обязательным условием для победы.

War Thunder

Gaijin Entertainment пошла иной дорогой: режимы War Thunder сразу разделили на аркадные и реалистичные. Первые по духу напоминали Call of Duty: всё стремительно и зрелищно. Но при этом удавалось отчасти и оставаться симулятором: несмотря на четырёхклавишное управление, ИИ автоматически активировал сложные расчёты при движении техники, поэтому поведение машины и физика полёта казались реалистичными. Типичный пример — затемнение экрана при перегрузке как отражение физического состояния пилота.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Реалистичный режим предназначался для более хардкорных пилотов: поведение техники в нём было максимально приближено к настоящему. Свалить самолёт в штопор, перегреть двигатель или даже остаться без крыльев, превысив максимально допустимую скорость, — такие испытания ждали виртуальных пилотов. Касалось это и танковых боёв: динамика движения бронетехники и наличие/отсутствие индикатора пробития позволяли каждому выбрать желаемый стиль сражений.

Так удалось привлечь сразу два пласта целевой аудитории: непритязательных любителей пострелять и дотошных ценителей реализма. Последние зачастую оказывались «перебежчиками» из WoT, которым не хватало хардкора в белорусском детище. Геймплей в любом режиме оставался одинаковым. Модель повреждений в War Thunder строилась на законах физики, а не геймерских условностях вроде полоски здоровья. Как и в реальной жизни, можно было изрешетить танк сплошными снарядами, но не задеть критически важные модули и экипаж. Или, наоборот, одним выстрелом взорвать боеукладку и уничтожить соперника, невзирая на класс и толщину брони его «панцера».

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Средний возраст пользователя находится на том же уровне. Несмотря на более высокие требования к геймерскому мастерству, сказались низкая сложность аркады и возможность возрождения: потеряв одну единицу техники, можно вернуться в бой на другой, ожидающей в ангаре (пусть и с некоторыми ограничениями в зависимости от режима). Этакий аналог волшебной кнопки Continue в однопользовательских боевиках.

World of Tanks

После удачного старта Wargaming сосредоточилась на развитии проекта. Большой акцент разработчики сделали на реалистичности танков: для создания компьютерных моделей консультировались с историками и армейскими экспертами. Появлялись новые бронемашины и даже целые ветки развития различных наций. Стало больше карт, режимов и боевых задач. В итоге World of Tanks получила международное признание и пришла в большой киберспорт.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

О конкурентах тоже не забывали: уже в 2013 году вышла посвящённая самолётам World of Warplanes, а в 2015-м — World of Warships. И всё бы хорошо, если бы не одно «но»: три самостоятельных проекта делили аудиторию на отдельные группы. Конечно, массового оттока профильных «танкистов» не случилось, но и желающих устанавливать три клиента оказалось немного.

В итоге авиация не взлетела — пользователи признали начинание Wargaming неудачным, и разработчикам поневоле пришлось полностью перезапускать проект. Зато «корабли», вопреки ожиданиям скептиков, уверенно держатся на плаву — не в последнюю очередь благодаря азиатскому региону.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

War Thunder

Не отставала и Gaijin Entertainment. Парк доступной техники расширили, добавили новые карты и «режим событий» — реконструкции исторических боёв с жёстко заданными начальными условиями. Появились ежедневные задания и система получения титулов для опытных пользователей.

А вот обещанный флот подзадержался. Авианосцы в качестве плавучих аэродромов и управляемые ИИ корабли в качестве зенитной артиллерии на некоторых картах попадались. Но аудитория ожидала большего. Тестирование открыли только в конце 2016 года: по предзаказу (за деньги) и на нерегулярной основе. Впрочем, War Thunder всё ещё выглядел привлекательно: новые танки и самолёты регулярно добавлялись, совместные бои никуда не делись. Введение же турнирной системы только подстегнуло дополнительный интерес публики.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

World of Tanks

Рано или поздно любая MMO обречена на снижение популярности. Не стали исключением и любимые народом «танки»: к 2015 году наметилась явная стагнация. Бесконечное добавление контента свелось к «клонированию» схожих по характеристикам машин. Эту серую массу разбавляли яркими «имбами», которые продавались за реальные деньги. Явное преимущество премиумной техники и печально известной «арты» напрочь отбивало желание заходить в ангар. Патчи, призванные исправить баланс, только усугубили проблему: премиумная могучая машина, купленная за настоящую валюту, спустя пару месяцев неожиданно превращалась в слабосильную рухлядь.

Моральное устаревание тоже давало о себе знать: раньше на условную физику можно было смотреть сквозь пальцы. Но со временем первоначальный азарт прошёл. На фоне современных соперниц World of Tanks смотрелась отнюдь не шедеврально. Не добавлял оптимизма и процессорозависимый движок. С очередным патчем танкист обнаруживал, что новая видеокарта уже не помогает повысить заветный счётчик FPS. А уж владельцы ноутбуков и старых десктопов и вовсе оказывались не у дел. Естественно, что на цифрах онлайна это сказывалось не лучшим образом.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

War Thunder

Повторив успех предшественницы, War Thunder не избежала и её ошибок. Одной из них стало печально известное «приведение к историчности». Техника, «нагибающая» выше среднего, порой получала ощутимое снижение характеристик и «реалистически достоверное» объяснение происходящего.

И наоборот: забагованный люк Т-34-85 породил мем про «сталиниум», который невозможно пробить ничем. Вошёл в историю и эпичный ответ комьюнити-менеджера. Геймер, недовольный текущим балансом, задал ему вопрос на форуме: «Что делать, когда тебя на немецком “реактиве” 1942 года постоянно бросают против послевоенных советских машин?» А тот ответил до гениального просто: «Побеждать». Пост моментально ушёл в народ, и с тех пор ни одно обсуждение патчноутов в сообществе не обходится без этой фразы.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

С движком дела у War Thunder обстояли получше. Даже после многочисленных апдейтов владельцы «калькуляторов» чувствовали себя комфортно. Беда пришла, откуда не ждали — со стороны комьюнити. В какой-то момент разработчики решили, что аркада — самый популярный режим, а текущая модель повреждений с ваншотами расстраивает новичков. Результатом стало упрощение расчёта повреждений. Хардкорная часть сообщества, посчитав себя обманутой, стала реже появляться в онлайне, а казуальные геймеры так и не стали меткими стрелками.

World of Tanks

Чтобы сохранить аудиторию, Wargaming пошла ва-банк. И 20 марта 2018 года World of Tanks, находившаяся в вечном раннем доступе, получила релизную версию 1.0. Главным нововведение — принципиально новый движок Core собственной разработки. Он обеспечил не только улучшение картинки, но и адекватную физику с разрушаемыми объектами. «Танки» перестали напоминать песочницу с пластмассовыми игрушками и стали похожи на ААА-продукт.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Полный список изменений тянет на отдельную статью, поэтому можете просто нам поверить — теперь всё выглядит действительно круто. Также были произведены правки некоторых карт в соответствии с отзывами бывалых танкистов. Значительно изменился ангар. По сути, он переехал на базу под открытым небом в лесу. Отдельного упоминания заслуживает звуковое сопровождение: новая музыка для World of Tanks записывалась Пражским симфоническим оркестром. Она создаёт уникальную атмосферу для каждой карты.

Что в итоге? Новая аудитория получила конкурентоспособный движок и современную физику. Ветераны сражений, сделавшие за эти годы не один апгрейд, — долгожданную графику, соответствующую актуальному «железу». А баланс? Баланс будет. Как только, так сразу. Когда даже новая графика и физика не смогут больше удерживать комбатантов у монитора.

War Thunder

Полноценный релиз War Thunder состоялся в декабре 2016 года — правда, принёс он на тот момент только японскую ветку наземной техники и ряд косметических изменений. Скорее всего, официальный выход был продиктован желанием показать, что работы ведутся, а жить стало лучше и веселее. Однако в марте 2018-го произошёл переход на новый движок Dagor 5.0: с детализированным ландшафтом, погодными эффектами, улучшенным сглаживанием и обновлённым звуковым сопровождением. Аккурат на три дня раньше конкурентов. Совпадение?

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Изменения произошли и в геймплее — впрочем, в основном косметические. Флот, увы, не завезли: морские сражения по-прежнему доступны только владельцам премиум-пакетов раннего доступа. И то не чаще нескольких дней в месяц.

Так что же происходит с танковыми боевиками, как они докатились до текущей ситуации и какое будущее их ждёт? Обе компании говорят об успешном обновлении и возросшем интересе со стороны фанатов. Насколько интерес действительно вырос и надолго ли его хватит — другой вопрос. Точных цифр ни Wargaming, ни Gaijin Entertainment не сообщают. О результатах можно судить по косвенным показателям: например, по количеству зрителей на Twitch. И здесь начинается интересное.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

По данным сервиса статистики SullyGnome.com, с июня 2017-го года просмотры у World of Tanks заметно сократились, упав с 8-7 до 4 тысяч человек — и держалось на этом уровне вплоть до нынешнего марта. Количество самих стримов при этом уменьшилось незначительно: с июля по сентябрь World of Tanks демонстрировали примерно 135 каналов в месяц, откатав в среднем 100-105 тысяч часов. То есть заядлые поклонники не прекращали стримить любимые «Танчики», но широкой публике они были уже не столь интересны. Данные за апрель 2018-го в общий график SullyGnome не попали, но, судя по последним подсчётам, сейчас World of Tanks собирает от 10 до 15 тысяч просмотров в среднем — это в два-три раза лучше, чем за предыдущие месяцы.

Будет ли WoT и дальше демонстрировать подобные показатели — другой вопрос. Сейчас публика разделилась на два лагеря: одни считают, что обновление было удачным, а другие сетуют, что проект уже «ничего не спасёт». Вот лишь некоторые из отзывов на игровых форумах:

Каждый раз, когда начинаю бой, игра вылетает. При повторном заходе попадаю в бой (который уже минут 5 как идёт) и ужасаюсь.. Раньше всё просто летало на максимальных настройках, а сейчас стоит то ли ниже среднего, то ли что (рекомендуемые), и я ничего не понимаю. Заборчик — и тот не рушится. Такое ощущение, что я запустил её не на своём (проверенном предыдущей версией) компьютере, а на Dendy каком-то.

Играть невозможно. Если за ближайшие месяц-два не допилят, буду удалять. А жаль. Играл уже очень давно. Любил игру =(

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Не всем по душе и обновлённые карты. Даже опытные ветераны стали теряться, и если кто-то обрадовался шансу «открыть для себя игру по-новому», то некоторые решили бросить её окончательно. Впрочем, тех, кому апдейт искренне понравился, тоже оказалось немало. Сама Wargaming реакцию аудитории оценивает как положительную. Такую оценку подтвердил и источник 4PDA в кипрском отделении компании, общавшийся с изданием на условиях анонимности.

Результаты War Thunder на том же Twitch куда скромнее — сразу видно, что популярностью у стримеров она не пользуется. На YouTube официальный канал «улиток» демонстрирует скромные, но стабильные показатели — от нескольких десятков до пары сотен новых подписчиков в день, до ста тысяч просмотров по будним дням и пару-тройку сотен — в выходные.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

И в этом — кардинальное отличие двух проектов. Изначально рассчитанная на широкую аудиторию World of Tanks берёт охватом. Но несёт потери, когда появляются другие популярные сетевые хиты — спад лета 2017-го года пришёлся аккурат на взрывной рост PUBG и ей подобных. Более хардкорный War Thunder, напротив, привлекает сравнительно небольшое число поклонников — но удерживать их куда проще, ведь альтернативы практически нет. С полноценным запуском флота у «гайдзинов» будут все шансы оттянуть на себя и часть аудитории World of Warships.

«War Thunder прочно закрепился в своей нише реалистичных военных симуляторов. Поэтому оттока аудитории в PUBG и уж тем более традиционные MOBA мы не заметили. Даже если наши игроки заходят разок-другой погонять в PUBG, потом они всё равно возвращаются в War Thunder. Это всё же слишком разные игры, чтобы одна могла полностью заменить другую», — Вячеслав Буланников, продюсер War Thunder.

Танки, лодки, два винта: живы ли забавы молодости нашей?

Времена меняются, а вместе с ними и тренды. Но стоит ли сегодня говорить о скором уходе танковых баталий из сегмента многопользовательских развлечений? Вряд ли. Конечно, геймеры спешат попробовать новые для себя жанры, но многие ли остаются в них надолго? История «танков» насчитывает уже семь лет, и аналогов им пока не придумали. А популярные нынче «королевские битвы» уже через год могут оказаться на обочине игростроя, уступив место очередному модному веянию. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что жизнь в виртуальных ангарах есть и сегодня. А вот есть ли у неё перспективы, покажет лишь время.

Авторы текста: Иван Крылов, Виктор Сидоров, Варвара Иванова

Источник: