Чуть больше трех суток осталось до выборов президента России, и наблюдатели отмечают всплеск активности ответственных за выборы чиновников в Челябинской области. Так, именно в последние дни жители региона ощутили повышенное информационное давление. В социальных сетях активно продвигаются картинки и видео, привлекающие внимание аудитории к выборам. Чиновники и политтусовка активно репостят мемы, которые обыгрывают популярные советские фильмы.

Особенно выделился видеоролик, в котором явку на выборах напрямую связали с объемом федерального финансирования регионов. В ролике отмечается, что в 2012 году Челябинская область показала низкую явку и получила всего 7 млрд рублей из федерального бюджета, а регионам с рекордной явкой - Тыве, Чечне, Дагестану - выделили из центра 15, 27 и 60 млрд рублей соответственно. Авторы делают простой вывод: чем больше будет явка на предстоящих выборах, тем больше регион получит федеральных денег. Ролик разместили в нескольких пабликах, опосредованно связанных с PR-блоком правительства Челябинской области. За несколько дней видео посмотрели более 80 тыс. раз.

Наблюдатели заметили схожий подход и в офлайне, только вряд ли это создаст позитивный настрой у потенциальных избирателей.

«В Златоусте активно продвигается мысль, что территория голосует не только за президента, но и за больницу, строительство которой обещают уже несколько лет, - рассказывает житель города. - Посыл такой: будет хорошая явка - будет больница. Плохо проголосуют, больницу построят в другой территории. Но это глупый подход, эту больницу и так будут строить за счет областного бюджета, зачем людям такое рассказывать и вводить в заблуждение?»

Кроме того, многие жители области получили листовки, призывающие идти на выборы, чтобы проявить солидарность с жителями Крыма. К такой же мобилизационной агитации можно отнести газету «Момент истины», которую распространяют в Челябинске. Издание в агрессивной форме призывает людей принять участие в выборах, но политтехнологи считают, что это не сработает.

«Газета сделала качественно и красиво, - поделился мыслями один из опрошенных Znak.com политтехнологов. - Такое нужно распространять в области, где народ попроще и не искушен так, как в городе. Но в территориях ее нет, газеты выбрасываются на Челябинск, и то выборочно. Жителей мегаполиса, которые информацию черпают из интернета, таким не пронять. Да и доверия к бесплатным газетам, которые рассовывают по ящикам, у челябинцев нет. Отношение как к макулатуре».

Znak.com

На явку, по задумке штабов, должны работать и различные мероприятия на избирательных участках. Здесь пришедших голосовать ждет полный набор предвыборных развлечений: концерты и спортивные мероприятия, куда детей зовут обязательно с родителями; буфеты с пирожками и сладостями. Кое-где кроме сотрудников УИК избирателей будут ждать врачи, готовые измерить давление и выписать рецепт. По слухам, на один из участков приедет мобильный флюорограф. А в Миассе на ряде участков планируют устроить продажу продуктов по сниженным ценам. Плюс в крупных городах области проходит конкурс селфи на участке, за лучшее фото обещают iPhone.

Инстаграм Алексея Малофеева

Чиновники также возлагают надежды, что явку даст рейтинговое голосование за лучшие проекты обустройства общественных пространств, которые должны реализоваться летом 2018 года в рамках проекта «Городская среда». Но и тут политтехнологи видят слабые стороны.

«Выборы президента - это, по сути, выборы будущего страны, - говорит один из наших собеседников-технологов. - А людям предлагают подумать про какие-то скверы и парки. Как это заставит людей идти на участки? Совсем на другие струны нужно давить, на тот же патриотизм, например. А тут скверы. Причем местами все настолько странно организовано, что, к примеру, в Златоусте среди проектов есть вариант благоустройства территории вокруг ТК „Тарелка“, принадлежащего депутату Госдумы Олегу Колесникову. Благоустройство предлагается за бюджетный счет. Неужели люди это не поймут? Лучше бы ничего не делали, чем так».

Кроме публичных акций и медиа в регионе идет большая скрытая работа. В частности, в последнее время активизировался проект «Единой России», который прозвали «Мобилизатор». Изначально членов партии и депутатов различных уровней обязали сдать в исполком ЕР определенное количество анкет с персональными данными избирателей. Анкета означала, что человек сагитирован и обязательно примет участие в голосовании. Но проект начал буксовать из-за того, что, когда планы спустились на места, оказалось, что депутаты должны сдать сотни анкет. Из-за тихого недовольства «Мобилизатор» свернули. Но сейчас он вернулся в новой форме. На этот раз наняты сотни мобилизаторов, волонтеров, за которыми закреплено по 100-120 квартир, которые нужно обойти, а по результатам обхода заполнить анкеты.

«Такая работа ведется в крупных территориях области, - сообщил сотрудник администрации одного из городов Южного Урала. - При этом, зачем нужны эти анкеты - не понятно. Обзванивать людей накануне выборов просто некому. Но челябинское начальство подгоняет и требует сдавать отчеты и сами данные. Когда спрашиваем, зачем это надо за три дня до выборов, говорят, мол, не ваше дело».

Инстаграм Алексея Малофеева

Еще один серьезный ресурс для создания явки - трудовые коллективы крупных предприятий и корпораций. Так, сотрудники муниципального транспорта Челябинска заявили, что получили указание централизованно принять участие в выборах. В группе «Подслушано. Челябинский транспорт» в соцсети «ВКонтакте» сообщают, что сотрудников ООО «Общественный городской транспорт» призывают в день выборов прийти на работу, после чего всех доставят на один избирательный участок, причем в Сосновском районе. О подобном сообщают и работники ООО «ЧелябГЭТ», которое занимается трамвайными и троллейбусными перевозками. По словам сотрудников предприятия, им предлагают голосовать на участке на улице Мамина, вне зависимости от прописки.