История селфи

Человек начал запечатлевать себя задолго до появления слова «селфи» и изобретения фотокамер и смартфонов. Изображения художников встречаются в древнеегипетской живописи и скульптуре и на древнегреческих вазах. Один из первых автопортретов был сделан главным скульптором фараона Эхнатона в 1365 году до нашей эры. А Плутарх описывал, как древнегреческий скульптор Фидий представил себя в образе нескольких персонажей сцены битвы греков и амазонок на Парфеноне.

Винсент Ван Гог, автопортрет
Wikimedia Commons

Но более-менее точно идентифицировать художников мы можем только начиная с середины XV века — в то время получили широкое распространение зеркала и панельная живопись. Одним из первых автопортретов можно считать работу Яна ван Эйка 1433 года «Мужчина в тюрбане», на которой он, вероятнее всего, изобразил себя. Один из самых известных автопортретистов Нового времени — Винсент Ван Гог — писал себя более 43 раз.

The Byron Company / The Museum of the City of New York

А вот первое селфи на фотоаппарат, предположительно, сделали джентльмены из фотостудии Byron Company в 1920 году. Этот снимок всплыл в Сети относительно недавно и вызвал большой ажиотаж.

Lannis Waters /  Zuma/ТАСС

Кто изобрел селфи

Камера в телефоне произвела настоящую революцию в фотографии. Прообраз современного селфи появился в 1997 году благодаря инженеру Филиппу Кану. Он сидел в больнице, пока его жена Соня рожала. Роды длились долго — пара провела в госпитале около 18 часов, и Кан успел за это время подключить «мыльницу» Casio к телефону-раскладушке Motorola StarTAC. Когда дочь Софи появилась на свет, Филипп сделал ее фотографию и прямо из больницы послал снимок друзьям. Для 1997 года это было удивительным событием. Кану не пришлось идти домой, скидывать фотографию на компьютер или печатать ее на бумаге. У снимка было небольшое разрешение, поэтому на нем запечатлена только дочь, но если бы Кан делал его на современный смартфон, то это было бы самым настоящим селфи.

Кан не забросил свой прототип, сначала он сотрудничал с небольшим производителем мобильников из Японии, потом начал работать с Sharp. Однако инженеру так и не удалось выпустить первый телефон с камерой — его опередила Kyocera. Интересно, что камера у него располагалась спереди, получается, что все первые мобильные фотографии были селфи.

По первым мобильным камерам понятно, насколько далеко сегодня индустрия ушла вперед. Например, дисплей одного из первых камерофонов J-Phone J-SH04 имел разрешение 96 точек на 130 точек и показывал только 256 цветов. Для сравнения, современный телефон, например OPPO F5, имеет разрешение 2160 точек на 1080 точек, — это больше чем в 100 раз. Память аппарата позволяла сохранять всего 20 фотографий с разрешением 0,11 мегапикселя. Камера находилась на оборотной стороне, но уже в 2000 году разработчики знали, что люди захотят фотографировать себя, поэтому разместили рядом маленькое зеркальце. «Японцы помешались на том, чтобы делать миниатюрные фотографии самих себя», — писало тогда Би-би-си.

Участники Всемирного дня воды в Купальне Сеченьи в Будапеште
Xinhua / Sipa USA / Vida Press

Почему селфи-революция не случилась в 2000-м

Одной камеры в телефоне оказалось недостаточно. Индустрии понадобилось еще десять лет. В 2010-м получили распространение смартфоны, выдающие приемлемое качество фото, и запустился Instagram — у людей появились простые способы сделать снимок и поделиться им. Через год стало понятно, что произошел переворот — смартфон впервые обошел по популярности камеру на сервисе Flickr. Но это было только началом. В 2011 году на телефон делалось около половины всех фотографий в мире, а через шесть лет доля мобильной фотографии выросла до 85%.

Для создания красивых и четких селфи требовалась качественная фронтальная камера, которой инженеры не особо уделяли внимания. Производители выходили из ситуации по-разному. В 2013 году, когда у некоторых телефонов разрешение передней камеры составляло 1,2 мегапикселя, OPPO представила смартфон N1 с камерой для селфи с разрешением 13 мегапикселей. Это была первая камера, которая поворачивается на 206 градусов и может быть как фронтальной, так и обычной.

В то же время Instagram все прочнее проникал в нашу жизнь. Людям понравилось получать мгновенную реакцию на выложенные в интернет селфи и снимки. Профиль с фотографиями заменил личные сайты и стал местом, где человек презентует себя. Сегодня мы делаем так много фотографий, например на вечеринке, что порой забываем о том, как на ней было на самом деле.

Выставка «Selfie to Self-Expression» в лондонской галерее Саатчи
Victoria Jones / FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

В фотографиях самого себя нет ничего стыдного

Селфи стало самым заметным последствием мобильной революции. Все вокруг фотографировали себя, но, как это часто случается с любым популярным явлением, со временем селфи стали моветоном. Парадокс: люди фотографируют себя, но хотят, чтобы в социальных сетях таких снимков было меньше. Дело в том, что свои селфи мы считаем ироничными и честными, а к чужим относимся так, будто их сняли, чтобы покрасоваться. Тем не менее селфи по-прежнему самый верный способ собрать большее количество лайков. Если быть точнее, то фотографии с человеческими лицами имеют на 38% больше шансов получить лайк, чем картинки без лиц вообще. Кроме того, автопортреты на 32% чаще привлекают комментарии.

Одни опасаются, что селфи — это проявление эгоцентризма, другие считают, что в этом нет ничего страшного. На деле селфи помогают взглянуть на себя со стороны, понять, какими нас видят другие люди и какими мы хотим предстать перед миром. Селфи — быстрый и информативный способ общения. Одной фотографией вы призываете к диалогу, показываете, что происходит вокруг вас, и свою реакцию на это. Видео с вами на концерте любимой группы даст вашим друзьям намного больше информации и эмоций, чем обычное видео с концерта.

Для качественных селфи необходима камера с высокими характеристиками. Например, у смартфона OPPO F3 передняя камера имеет разрешение 16 мегапикселей, а еще она двойная. Это обеспечивает широкий угол обзора — в два раза больше, чем у обычных фронтальных камер, а значит, можно делать селфи большой компанией. Благодаря экранной вспышке можно даже снять селфи в темноте. Причем у OPPO такая вспышка появилась раньше, чем у конкурентов.

5 доказательств того, что селфи — это больше, чем просто автопортрет

  • Селфи — это репортаж. Фердинанд Пуэнтес сделал селфи сразу после того, как самолет, в котором он летел, потерпел крушение недалеко от Гавайев. Пуэнтесу повезло дважды: он выжил — и прославился на весь мир как автор самого оперативного репортажа с авиакатастрофы.
  • Селфи — это эксклюзив. Астронавт Акихико Хосидэ снял себя в скафандре в открытом космосе, и это wow-фото.
  • Селфи — это обложка. Например, журнала Interview или Playboy.
  • Селфи — это повод для флешмоба. Так было с Selfie Olympics в 2014 году, когда люди соревновались в изощренности своих селфи.
  • Селфи — это ощущение присутствия. Чего только стоят снимки российских руферов, от которых по спине бегут мурашки.



David Parry / FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Что нужно знать о камере в мобильном телефоне

Светосила и диафрагма

Пока у мобильника все же нет столько возможностей, сколько у камеры. Во многом это связано с размером: корпус телефона не позволяет установить большой объектив — приходится довольствоваться маленьким. Такой объектив пропускает меньше света, поэтому снимки в сумерках могут получаться темными. Для мобильной камеры важно, насколько широко раскрыто отверстие объектива. Наверное, вы видели значения f/2.8 или f/2.2 в описании. Чем меньше это значение, тем шире у камеры открыт объектив, значит, тем ярче будут ночные снимки. Например, у фронтальной камеры OPPO F5 это значение равно f/2.0.

Оптическая стабилизация

Стабилизация работает благодаря гироскопу внутри аппарата, который реагирует на повороты и тряску и передает все данные процессору. Это не значит, что стабилизация избавит вас от смазанных фотографий, но она точно сделает некоторые снимки четче. Когда будете выбирать мобильную камеру со стабилизацией, обратите внимание, по скольким осям она компенсирует тряску. Двухосевая стабилизация компенсирует смещения по вертикальной и поперечной осям, а трехосевая — еще и по продольной оси.

На выставке Mobile World Congress 2016 года OPPO представила свою технологию стабилизации. Она компенсирует тряску по трем осям — инженеры считают, что именно по продольной оси происходят самые заметные смещения при съемке.

Двойные камеры

Две линзы в аппараты ставят за неимением возможности вставить один объектив побольше. Первые камеры с двумя объективами появились в 2007 году — они должны были делать «трехмерные фотографии», но идея не получила развития. Лишь за десять лет двойные камеры стали главной тенденцией в индустрии.

В разных моделях телефонов двойная камера работает по-своему. Бывает так, что две камеры имеют разное фокусное расстояние — это дает возможность делать фото с более широким углом обзора, чтобы, например, на селфи поместилось больше людей. Первая двойная фронтальная камера с широким углом обзора появилась у OPPO.

Но двойные камеры позволяют добиваться и других эффектов. Например, в паре один объектив может захватывать только монохромное изображение, а другой цветное — это позволяет лучше передать детали в тени. Или же два объектива помогают добиться эффекта размытого фона при съемке портретов и делают оптическое увеличение, как OPPO R11. Но принцип всегда один: двойная камера выдает две картинки, которые потом процессор склеивает воедино, получая картинку лучшего качества.

OPPO

Оптическое увеличение

Для смартфона толщиной в десять миллиметров это невероятная функция, ведь для нее нужно установить относительно большой объектив с подвижными линзами. Но двойная камера решает эту проблему с помощью разных фокусных расстояний. Например, одна камера имеет фокусное расстояние 24 миллиметра, а вторая 50 миллиметров. Когда вам нужно отдалить сцену, вы снимаете на основную камеру, а когда хотите увеличить, то двигаете ползунок и в конце концов переключаетесь на вторую камеру.

Оптическое увеличение в телефонах не совсем настоящее. Есть одна хитрость: когда вы увеличиваете изображение, камера сначала делает цифровое увеличение или пытается склеить изображения с обеих камер, и только когда увеличение становится существенным, переключается на вторую камеру. Именно поэтому мобильные камеры пока ограничиваются двукратным увеличением: если оно будет больше, то станут заметны артефакты цифрового увеличения. Это не значит, что оптическое увеличение бесполезно — оно уже сейчас дает хорошие результаты и намного лучше цифрового.

Возможно ли добиться большего увеличения в тонком корпусе, например пятикратного? У OPPO есть прототип, в котором большой объектив уложен вдоль корпуса телефона и не выпирает. Тестовые снимки с увеличением выглядят впечатляюще.

Что будет с селфи дальше

Будущее — за новыми алгоритмами обработки и машинным обучением. Современные алгоритмы составляют одну фотографию из десятка черновых снимков с разной экспозицией, учатся узнавать элементы сцены и исправлять их по отдельности, например добавлять красный в цвет воды при закате.

Специальные программы на лету корректируют селфи сразу после съемки, например высветляют и выравнивает тон кожи. Некоторые алгоритмы, например как в телефонах OPPO, идут еще дальше и улучшают черты лица. Умная система анализирует лицо более чем по 200 точкам, отличает мужчин от женщин, младенцев от взрослых, чтобы произвести улучшения в соответствии с полом и возрастом. Причем неважно, с какого угла сделан снимок и какое выражение лица у человека. Эта функция получила название SelfieTune — она доступна у нового смартфона OPPO F5. Презентация OPPO F5 пройдет в Москве 16 ноября.

OPPO